Консультация для родителей: задержка речевого развития

Возрастные нормы появления звуков у детей регламентируют время начала каждого периода. Это гуление, лепет, затем слова. Если в определённый момент они не появляются, родители начинают переживать. Когда есть задержка речевого развития, психолог требуется не всегда, начинать обследование рекомендуется с врачей.

Как заподозрить

Дети начинают издавать звуки сразу после рождения. Со временем их характер меняется, становятся сложнее. Если переход не происходит своевременно, причиной может быть патология или индивидуальные особенности.

Признаки проблемы:

  • отсутствие лепета до 1 года;
  • не произносит простые слова в 1-1,5 г. (мама, папа, ав-ав и т. д.);
  • не строит короткие предложения в 3 года. («Мама, дай!», «Хочу туда!» и т. п.).

Большинство родителей думают – в этом случае необходимы занятия, хотя у логопеда задержка речевого развития (ЗРР) корректируется только после лечения. Сначала нужно посетить несколько специалистов для выяснения этиологии проблемы.

Возможные причины

Часто при задержке речевого развития невролога дети посещают с рождения. Это состояние провоцирует:

  • гипоксия;
  • травмы во время родов;
  • фетоплацентарная недостаточность в период беременности;
  • недоношенность;
  • инфекции, поражающие головной мозг.

Пациент с такими особенностями находится под наблюдением, чтобы своевременно корректировать состояние, фиксировать отклонения сразу после их появления.

Иногда причиной становится отсутствие разговоров внутри семьи. Ребёнок не слышит слова, он не может им научиться. Нарушений мозговой деятельности не наблюдается, нужно только формирование навыка. При такой задержке речевого развития психолог поможет лучше остальных специалистов.

При отсутствии стимула к разговору от взрослого также наблюдается отставание по времени появления осознанных слов. Нужно побуждать говорить действиями: задавать вопросы, просить формулировать желания.

Малыш долго не может заговорить из-за тугоухости. Новорождённым проводится аудиометрия, но это не исключает шанса появления патологии в будущем.

К кому обратиться

  1. Первое, к кому нужно прийти на консультацию – невролог, задержка речевого развития часто сопровождается проблемами по его области. Ребёнку проводится обследование включая изучение электрической активности мозга (ЭЭГ), ЭхоЭГ, проверка рефлексов.
  2. Необходимо обследоваться у отоларинголога. При патологиях слухового аппарата формирование речи нарушается.
  3. Без общения по возрасту происходит отставание в формировании психических процессов. Если так произошло, коррекцию проводит детский психиатр.
  4. Логопед при задержке речевого развития необходим после установки диагноза. Он подбирает программу в соответствии с полученными результатами обследования и возможностями ребёнка.

Лечить ЗРР нужно комплексно. Занятия, препараты и физиотерапия вместе дают отличные результаты. Это позволяет не просто «запустить» речь, но, в большинстве случаев, нагнать ровесников по уровню.

Другие: