Задержка речевого развития в раннем возрасте

Вовремя замеченная задержка речевого развития детей раннего возраста даёт возможность полной коррекции в большинстве случаев. Заметить её непросто: симптомы часто смазаны, родители их не знают. Своевременное обращение – залог успешной реабилитации.

Как проявляется задержка речевого развития детей раннего возраста

Взросление малыша и появление симптомов отклонений характеризует глубину патологии. Признаки развивающегося заболевания:

  • в 9-10 месяцев отсутствует лепет;
  • до года – игнорирует обращённую речь, издаёт звуки редко;
  • в 12 месяцев – отсутствует указательный жест, не машет рукой при расставании, не играет в «ку-ку» и т. д.;
  • в 1,5 года – не пытается имитировать разговор взрослых, на просьбы реагирует не всегда, проблемы с жеванием;
  • в два года – только повторяет за родителями, не произносит звуки по желанию;
  • от 2 лет – словарный запас резко ограничен, речью не общается, части тела и названия предметов не говорит (не знает).

Нужно понимать, что задержка речевого развития в год и ранее – это повод для пристального внимания к ребёнку и обследования.

Причины появления

В некоторых случаях задержка речевого развития у детей 2 лет не считается патологией. Если звуки формируются, появляются новые навыки, обращения взрослых понимаются, нет проблем со слухом. Это случается у родителей, которые сами заговорили поздно.

Напряжённая обстановка в семье, отсутствие общения между родственниками, большое количество ограничений отрицательно влияют на получение новых навыков. Недостаточность эмоциональной связи с матерью оказывает тот же эффект.

Черепно-мозговые травмы, инфекции, повреждающие нервную систему, способны нанести существенный вред. К этой группе факторов относится:

  • гипоксия;
  • фетоплацентарная недостаточность во время беременности;
  • недоношенность;
  • родовые патологии.

При проблемах со слухом неспособность воспроизводить звуки связана с невозможностью их услышать (полная немота, глухота, тугоухость с нечленораздельным произношением).

Диагностика

Задержка речевого развития у детей 2 лет может быть предварительным диагнозом. Окончательно он ставится после 3 лет, однако реабилитацию начинать лучше сразу.

Диагностические мероприятия:

  1. Осмотр педиатра – сбор анамнеза, оценка соматического статуса.
  2. Приём у сурдолога, ЛОРа – измерение слуха, оценка слухового аппарата.
  3. Посещение логопеда – анализ анамнестических данных, осмотр уровня развития мышц лица и речевого аппарата, возможности воспроизведения и понимания слов, способности к коммуникации.
  4. Диагностика у невролога – оценка неврологического статуса, обследование на наличие или отсутствие органических поражений головного мозга: ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ, УЗИ сосудов шеи и головы.
  5. Работа с психологом – составление психологического портрета семьи и ребёнка.

На приёме стоит присутствовать матери из-за вопросов о родах и первых днях жизни. Психолога при задержке речевого развития в год и старше лучше посещать всей семьёй для составления более детальной картины жизни в ней.

Другие: