Вовремя замеченная задержка речевого развития детей раннего возраста даёт возможность полной коррекции в большинстве случаев. Заметить её непросто: симптомы часто смазаны, родители их не знают. Своевременное обращение – залог успешной реабилитации.
Как проявляется задержка речевого развития детей раннего возраста
Взросление малыша и появление симптомов отклонений характеризует глубину патологии. Признаки развивающегося заболевания:
- в 9-10 месяцев отсутствует лепет;
- до года – игнорирует обращённую речь, издаёт звуки редко;
- в 12 месяцев – отсутствует указательный жест, не машет рукой при расставании, не играет в «ку-ку» и т. д.;
- в 1,5 года – не пытается имитировать разговор взрослых, на просьбы реагирует не всегда, проблемы с жеванием;
- в два года – только повторяет за родителями, не произносит звуки по желанию;
- от 2 лет – словарный запас резко ограничен, речью не общается, части тела и названия предметов не говорит (не знает).
Нужно понимать, что задержка речевого развития в год и ранее – это повод для пристального внимания к ребёнку и обследования.
Причины появления
В некоторых случаях задержка речевого развития у детей 2 лет не считается патологией. Если звуки формируются, появляются новые навыки, обращения взрослых понимаются, нет проблем со слухом. Это случается у родителей, которые сами заговорили поздно.
Напряжённая обстановка в семье, отсутствие общения между родственниками, большое количество ограничений отрицательно влияют на получение новых навыков. Недостаточность эмоциональной связи с матерью оказывает тот же эффект.
Черепно-мозговые травмы, инфекции, повреждающие нервную систему, способны нанести существенный вред. К этой группе факторов относится:
- гипоксия;
- фетоплацентарная недостаточность во время беременности;
- недоношенность;
- родовые патологии.
При проблемах со слухом неспособность воспроизводить звуки связана с невозможностью их услышать (полная немота, глухота, тугоухость с нечленораздельным произношением).
Диагностика
Задержка речевого развития у детей 2 лет может быть предварительным диагнозом. Окончательно он ставится после 3 лет, однако реабилитацию начинать лучше сразу.
Диагностические мероприятия:
- Осмотр педиатра – сбор анамнеза, оценка соматического статуса.
- Приём у сурдолога, ЛОРа – измерение слуха, оценка слухового аппарата.
- Посещение логопеда – анализ анамнестических данных, осмотр уровня развития мышц лица и речевого аппарата, возможности воспроизведения и понимания слов, способности к коммуникации.
- Диагностика у невролога – оценка неврологического статуса, обследование на наличие или отсутствие органических поражений головного мозга: ЭЭГ, ЭхоЭГ, МРТ, УЗИ сосудов шеи и головы.
- Работа с психологом – составление психологического портрета семьи и ребёнка.
На приёме стоит присутствовать матери из-за вопросов о родах и первых днях жизни. Психолога при задержке речевого развития в год и старше лучше посещать всей семьёй для составления более детальной картины жизни в ней.