Причины задержки речевого и психического развития

Задержка психического и речевого развития у детей (ЗПРР) ― комплекс психоречевых расстройств, схожих по своему клиническому проявлению. К ним относятся: неразвитость активной речи, недоразвитие школьных умений, физических навыков без преобладания какого-либо симптома и возможности поставить конкретный диагноз.

Речевые нарушения при задержке психического развития

Проявление дефектов психики связано с аномалиями в работе нервной системы, в частности мозга. Именно они способствуют патологическим изменениям в речи, памяти, мышлении, поведении и провоцируют ЗПРР.

Грамотно изучить симптомы и выявить определенный синдром может только невролог или психиатр, как и определить, почему он возник. Врач разрабатывает схему коррекции, а в особо тяжелых случаях ― направляет в специализированное дошкольное учреждение или школу.

Причины задержки речевого развития у детей

Стать катализатором эмоционально-волевой незрелости могут различные факторы, воздействующие на ЦНС и приводящие к ее дисфункции, в том числе:

  • наследственные заболевания, связанные с дефективностью подкорки мозга;
  • перенесенные в младенчестве или во время беременности инфекционные патологии, гипоксия;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов;
  • ухудшение метаболизма нервной системы;
  • поражения мозга органического характера (гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, новообразования);
  • хронические неврологические болезни (эпилепсия).

Кроме внутренних причин, задержка речевого развития у детей может появляться вследствие психологических травм: гиперопеки, домашнего насилия и т.д.

Симптомы

Диагностировать синдром можно уже с 2-летнего возраста, однако самые точные результаты получают ближе к 5 годам, когда характерные признаки наиболее заметны.

Клинически задержка психического и речевого развития у детей до двух лет может проявляться:

  • в несовершенстве крупной моторики, разговорных способностей;
  • нескоординированной работе глаз и рук;
  • отчетливо выражается недостаток эмоционального спектра;
  • гиперактивность;
  • быстрая утомляемость;
  • нередко агрессивность.

Такие пациенты с трудом идут на контакт, отстают по учебе, неохотно общаются со сверстниками. Снижается концентрация внимания, отмечается стереотипное поведение (например, ребенок часто болтает ногами, ходит по кругу, перекладывает с места на место предметы).

Способы лечения

Речевые нарушения при задержке психического развития требуют не только психологической и педагогической коррекции, но и фармакологической. С этим помогают невролог и педиатр. Причем чем раньше диагностируется расстройство и начинается терапия, тем меньше времени требуется для компенсации навыков.

В центре прогрессивной медицины Доктор Позвонков используется комплексный подход к коррекции ЗПРР. Наши специалисты оценивают способности каждого пациента и составляют коррекционный маршрут с учетом всех индивидуальных особенностей.

Получите консультацию специалиста, оставив заявку на прием на нашем сайте или позвонив по телефону.

Другие: