Задержка психического и речевого развития у детей (ЗПРР) ― комплекс психоречевых расстройств, схожих по своему клиническому проявлению. К ним относятся: неразвитость активной речи, недоразвитие школьных умений, физических навыков без преобладания какого-либо симптома и возможности поставить конкретный диагноз.
Речевые нарушения при задержке психического развития
Проявление дефектов психики связано с аномалиями в работе нервной системы, в частности мозга. Именно они способствуют патологическим изменениям в речи, памяти, мышлении, поведении и провоцируют ЗПРР.
Грамотно изучить симптомы и выявить определенный синдром может только невролог или психиатр, как и определить, почему он возник. Врач разрабатывает схему коррекции, а в особо тяжелых случаях ― направляет в специализированное дошкольное учреждение или школу.
Причины задержки речевого развития у детей
Стать катализатором эмоционально-волевой незрелости могут различные факторы, воздействующие на ЦНС и приводящие к ее дисфункции, в том числе:
- наследственные заболевания, связанные с дефективностью подкорки мозга;
- перенесенные в младенчестве или во время беременности инфекционные патологии, гипоксия;
- травмы, полученные ребенком в процессе родов;
- ухудшение метаболизма нервной системы;
- поражения мозга органического характера (гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, новообразования);
- хронические неврологические болезни (эпилепсия).
Кроме внутренних причин, задержка речевого развития у детей может появляться вследствие психологических травм: гиперопеки, домашнего насилия и т.д.
Симптомы
Диагностировать синдром можно уже с 2-летнего возраста, однако самые точные результаты получают ближе к 5 годам, когда характерные признаки наиболее заметны.
Клинически задержка психического и речевого развития у детей до двух лет может проявляться:
- в несовершенстве крупной моторики, разговорных способностей;
- нескоординированной работе глаз и рук;
- отчетливо выражается недостаток эмоционального спектра;
- гиперактивность;
- быстрая утомляемость;
- нередко агрессивность.
Такие пациенты с трудом идут на контакт, отстают по учебе, неохотно общаются со сверстниками. Снижается концентрация внимания, отмечается стереотипное поведение (например, ребенок часто болтает ногами, ходит по кругу, перекладывает с места на место предметы).
Способы лечения
Речевые нарушения при задержке психического развития требуют не только психологической и педагогической коррекции, но и фармакологической. С этим помогают невролог и педиатр. Причем чем раньше диагностируется расстройство и начинается терапия, тем меньше времени требуется для компенсации навыков.
В центре прогрессивной медицины Доктор Позвонков используется комплексный подход к коррекции ЗПРР. Наши специалисты оценивают способности каждого пациента и составляют коррекционный маршрут с учетом всех индивидуальных особенностей.
Получите консультацию специалиста, оставив заявку на прием на нашем сайте или позвонив по телефону.