Задержка речевого развития 3 года: что делать?

Чаще всего диагностируется задержка речевого развития у детей 3 лет. До этого возраста родители, врачи ждут, что ситуация разрешится сама. Если этого не происходит, нужно серьёзно заняться проблемой, чтобы не возникло патологий психики.

Признаки патологии

В норме к трем годам малыш должен говорить предложениями из 3-4 слов. Ему нравится общаться с ровесниками, со взрослыми. Словарный запас на этом этапе не менее 300-800 слов. Если этого не происходит, ставится вопрос о задержке речевого развития у детей 3 лет.

Стоит насторожиться:

  • если разговор малыша непонятен даже близким людям, не укладывается в нормы;
  • нет понимания рассказов взрослых о будущем, прошлом;
  • слишком быстрая, медленная, тихая речь;
  • ребенок не должен пропускать окончания слов, чрезмерно растягивать их;
  • отсутствие потребности разговаривать – серьёзный симптом;
  • повторение слов взрослых в этом возрасте уже не считается нормой, он должен хотеть что-то высказать, инициировать общение.

С четырех лет предложения становятся развёрнутыми. В них присутствуют все части речи. Дети читают стихи, поют песенки. При отсутствии этого предполагают задержку речевого развития в 4 года.

Этапы диагностики

Для составления плана дальнейшей терапии, необходимо выяснить причину. Для этого требуется:

  1. Консультация педиатра. Он осмотрит пациента, соберёт анамнез и выяснит, нет ли соматических заболеваний, влияющих на способность говорить.
  2. Второй этап диагностики – посещение невролога. Назначается Эхо-ЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи, ЭЭГ ребёнку с задержкой речевого развития. В качестве дополнительного исследования МРТ. Углубленное обследование показано детям, перенесшим инфекции головного мозга, черепно-мозговые и родовые травмы, родившимся недоношенными. По результатам становится понятно, есть ли органические поражения головного мозга. При их наличии основную терапию проводит невролог.
  3. Проблемы с речью часто сопровождают тугоухость. Стоит сходить к сурдологу или ЛОРу для исключения состояния.
  4. При отсутствии проблем по неврологии и оториноларингологии – консультация логопеда. Оценивается состояние мышц рта и лица, правильность произношения звуков, готовность малыша к коммуникациям.
  5. Если физиологически человек здоров, готов разговаривать, но этого не происходит, стоит сходить к психологу. Возможно, причина в психологической травме или отсутствии разговоров внутри семьи. Бывает, что у малыша нет стимула разговаривать, ведь его понимают по мычанию. Тогда родителям будут рекомендованы упражнения, разработана новая тактика общения, побуждающая к диалогу.

Сделать ребёнку ЭЭГ при задержке речевого развития или без неё в любом случае полезно. Так будет понятно, правильно ли функционирует и развивается мозг.

Задержка речевого развития в 4 года требует комплексного подхода. Необходимо соблюдать рекомендации врачей, заниматься с логопедом, психологом. В этом случае догнать по уровню сверстников получается у большинства пациентов.

Другие: