Общение – важнейшее действие в жизни человека. Так он узнаёт нормы, правила общества, учится взаимодействовать, решать вопросы. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников особенно важный процесс, дальнейшее обучение требует умения разговаривать, понимать вопросы, отвечать на них.
Как проявляется
Задержка речевого развития у детей с 5 лет становится заметной. Они отличаются от сверстников неспособностью выразить мысль словом, часто замкнутые, так как не могут полноценно общаться.
Под задержкой речевого развития у ребёнка 6 лет понимают и неправильное произношение большинства звуков. В этом возрасте оно должно быть поставлено.
Трудности с речью сочетаются с другими патологиями, сопровождаются:
- нарушением координации;
- снижением концентрации памяти;
- нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата;
- отмечается низкий уровень моторного развития;
- пациенты испытывают сложности с фиксацией внимания, установлением причинно-следственных связей.
Если человек может, но не хочет разговаривать, говорят об элективном мутизме. Такие пациенты общаются в узком кругу, в большой компании предпочитают молчать. Это состояние также требует коррекции, так как будет мешать в повседневной жизни.
Чем опасна
Преодоление задержки речевого развития у дошкольников – необходимое условие для продолжения обучения. Если не исправить дефект, произойдет отставание от остальных по всем предметам. В 1 классе необходимо научиться читать, писать, что невозможно сделать без коррекции нарушения.
Сама по себе задержка речевого развития у детей 5 лет и старше пагубно сказывается на психических функциях. Значительно тормозится взросление, получение необходимых бытовых и прочих навыков. С такими симптомами:
- снижается работоспособность;
- наблюдается истощаемость психических процессов;
- трудности не только с воспроизведением, но и с пониманием речи.
Всё это создаёт предпосылки для торможения психического и интеллектуального развития.
К кому обращаться
Обнаружена задержка речевого развития у ребёнка 6 лет – рекомендуется посещать логопеда. Идеальное время начала занятий – 2-3 года, но польза будет и при более позднем старте. В некоторых случаях убрать проблемы удаётся до начала обучения в школе.
Если до этого возраста не проводился осмотр неврологом, необходимо записаться к специалисту. Если причина в органическом поражении, но не была диагностирована до этого времени, потребуется медикаментозная поддержка организма. Так добиться видимого эффекта получится значительно быстрее.
Психолог такой семье также необходим. Часто из-за отсутствия возможности нормально общаться у детей развиваются комплексы, им сложнее находить контакт со сверстниками. Лучше выявить и решить эти проблемы до школы, так как в 1 классе уровень стресса заметно вырастет, ситуация может усугубиться.