Задержка речевого развития у детей: признаки

Выраженная задержка речевого развития (ЗРР) видна невооружённым глазом, обнаружить её на ранней стадии удаётся не всегда. Первым заметить это лучше родителям, чтобы обратиться к специалисту для обследования и лечения.

Виды заболевания

Признаки задержки речевого развития зависят от вида патологии, делят на:

  1. Первичные – характерны для пациентов с сохранным слухом, зрением и интеллектом. К ним относятся социальные факторы и наследственная предрасположенность. При таком нарушении наблюдается ухудшение:
    • мелкой моторики;
    • наглядно-действенного мышления;
    • эмоционально-волевых реакций.
  2. Вторичные – задержка речевого развития у детей по симптомам отличается от первичной, появляется на фоне основной патологии, наблюдаются:
    • психические отклонения;
    • заболевания нервной или зубочелюстной системы;
    • поражение слухового аппарата.

Как распознать

Характерные признаки задержки речевого развития:

  • отсутствие реакции на речь взрослого (8-9 месяцев);
  • нет лепета до 10 месяцев;
  • 9 месяцев – ребёнок не откликается на имя, не пытается повторять слова;
  • год – испытывает трудности с жеванием, глотанием;
  • 2 года – не понимает команды, не отвечает на простые вопросы;
  • к 3 годам не называет предметы, не составляет фразы из слов;
  • старше 3-х лет не составляет простые предложения, неправильно произносит большинство звуков.

Стоит оценивать не только возникающие проявления, но и среду, в которой растёт ребенок. Если в семье не обращаются по имени, малыш может не откликаться на него только по этой причине. То же справедливо и при отсутствии привычки разговаривать между собой и с детьми. Иногда достаточно исправить только это, чтобы человек начал говорить. В других ситуациях необходима помощь специалиста.

К кому обращаться

Выраженная задержка речевого развития требует комплексного подхода.

  1. Обследование начинается у невролога (проводит осмотр, собирает анамнез, изучает историю родов), поэтому лучше на приёме присутствовать матери. При подозрении на органическое поражение мозга назначаются дополнительные исследования.
  2. Второй, к кому нужно прийти с симптомами, – отоларинголог (проверит слух, состояние ЛОР-органов).
  3. Заговорить может мешать короткая уздечка. Состояние диагностирует и исправляет стоматолог.
  4. Слабое развитие мышц рта или их гипертонус отрицательно влияют на способность говорить. С этими проблемами борется логопед.
  5. Психиатр необходим детям, у которых психические процессы протекают неправильно, обнаруживается задержка умственного развития (корректируется при совместной работе родителей и врача).
  6. К психологу обращаются в случае, когда ребёнок не говорит из-за отсутствия с ним контакта или на фоне стресса. Медикаментозная терапия при этом не требуется, только занятия совместно с родителями.

При задержке речевого развития у детей, симптомы отличаются в зависимости от возраста. Они не всегда проявляются ярко, поэтому стоит внимательно относиться к появлению любого из них.

Консультация специалистов необходима! Комплексный подход в лечении, правильное поведение родителей помогут заговорить ребенку правильно и вовремя.

Другие: